РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УЖГОРОДЕ

-
113
Город:
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УЖГОРОДЕ

С середины XIX в. в Закарпатье быстро развивался капитализм. Ужгород приобретал черты буржуазного города. Во второй половине XIX в. вместо мануфактур и цеховых мастерских появились фабрики и заводы, создавались акционерные общества. Наиболее успешно развивалась промышленность стройматериалов. В Ужгороде был создан большой по тем временам кирпично-черепичный завод фирмы «Керамос», на Радванке в 80-х годах начал работать камнедробильный завод фирмы «Гранит», в 1869 г. на базе мануфактуры создан лесопильный завод. На нужды строительства шла продукция железолитейного завода фирмы «Деметер» и металлообрабатывающего завода Козаря. Самым крупным предприятием был завод гнутой мебели фирмы «Мундус», построенный в 1886 г. Продукция этого завода экспортировалась во многие страны Европы (Италию, Германию, Францию). Пищевую промышленность представляли несколько специализированных мельниц, объединенных в акционерное общество «Ужгородские мельницы», маргариновый и водочные заводы. В начале XX в. построена небольшая электростанция, снабжавшая энергией отдельные предприятия, часть административных зданий и жилых домов. Однако вследствие колониальной политики австро-венгерских властей промышленность Ужгорода, как и всего Закарпатья в целом, носила полукустарный характер. В 1900 г. из 130 промышленных предприятий на 110 было занято от 3 до 5 рабочих, на 10 — от 6 до 10 рабочих и только на 3 предприятиях трудилось, более 100 рабочих. Значительная часть акций этих предприятий принадлежала немецкой, венгерской и еврейской буржуазии. В их руках находился и капитал двух основных банков — Ужгородского торгово-промышленного и Ужгородского народного [697, с. 10— 13]. Даже в конце XIX в. в городе было более 800 ремесленников [697, с. 10—13].

В XIX в. возросла роль Ужгорода в развитии торговли. Крупные ярмарки устраивались ежегодно 10—12 раз, каждая продолжалась неделю. Богатые купцы оптом скупали продукцию промышленности, ремесла, крестьянских промыслов, земледелия, а потом сбывали ее по более высоким ценам на рынках других городов Закарпатья, а также в соседних с Австро-Венгрией странах. Развитию торговых связей способствовало строительство шоссейных дорог и железной дороги (в 1872 г. линия Ужгород — Чоп, в начале XX в.— Ужгород—Сянки— Самбор — Львов), связавших город с внутренними владениями Габсбургов, а также с рядом соседних стран. Лес, мебель и скот из Ужгорода вывозились по железной дороге даже на Адриатическое побережье.

Значительную роль в экономике Ужгорода продолжало играть сельское хозяйство. Большие виноградники и сады принадлежали богатым купцам, ростовщикам, чиновникам, униатской и католической церквам. Из более чем 5 тыс. хольдов земли, принадлежавших городу, около 3 тыс. находились в распоряжении казны, более 300 — во владении немецких колонистов, до 100 — католической и униатской церквей, а сотни крестьян или вообще не имели земли, или же владели небольшими клочками, размером до 0,5—1 хольда.

В условиях развития капитализма изменился социальный состав населения. Сокращалось количество ремесленников и крестьян, а увеличивалось количество рабочих. В начале XX в. в городе работало около 2,5 тыс. фабрично-заводских и торговых рабочих, что составляло около 30 проц. фабрично-заводских рабочих Закарпатья [874, с. 51]. Кроме того, было много батраков, сезонных рабочих, трудившихся на виноградниках. Работа по найму являлась источником существования для 64 проц. жителей города. Богатство эксплуататоров росло, усиливалась их политическая власть. Но положение трудящихся, и прежде всего рабочих, оставалось очень тяжелым. Рабочий день длился 12—14 часов, так как закон не ограничивал его для взрослых. Заработная плата составляла 25— 30 крейцеров [874, с. 73, 87]. Металлисты города в 70—90-х годах XIX в. зарабатывали в день по 45—50 крейцеров, мельники — по 40—45 крейцеров, рабочие кирпично-черепичных заводов — по 25—30 крейцеров. На лесопильном заводе в конце XIX в. рабочие получали по 25—40 крейцеров в день, за что в лучшие урожайные годы можно было приобрести 1—1,5 кг пшеницы. Женщинам платили только половину заработной платы мужчин. На этом же предприятии в начале XX в. мужчины-рабочие получали за неделю 4— 6, а женщины за такую же работу 2—2,5 форинта. Самую высокую зарплату получали рабочие фабрики «Мундус» и завода Козаря (5—6 форинтов в неделю), но и она составляла только 65—70 проц. прожиточного минимума. Характеризуя тяжелое положение трудящихся, либеральная газета «Унг» («Уж») писала, что на предприятиях Ужгорода рабочие за мизерную плату должны работать с 6 часов утра до 11 вечера и очень часто с собственным инструментом. С рабочих высчитывали определенную сумму за освещение помещений, на приобретение масла для машин. Кроме того, за различные проступки рабочих штрафовали [666, с. 167, 168].

Тяжелое положение, политическое бесправие было причиной усиления борьбы трудящихся. Вначале имели место жалобы рабочих на предпринимателей, порча инвентаря, машин и т. д. В жалобе строителей города в 1884 г. указывалось, что согласно договорам предприниматели должны выплачивать рабочим но 35 форинтов за выполненную работу, а фактически им выдают только но 15 форинтов. В жалобах, поступивших от рабочих других предприятий, сообщалось об издевательстве предпринимателей над рабочими, об исключительно тяжелых условиях труда, о чрезмерных штрафах и непосильных налогах, о политическом бесправии рабочих. Трудящиеся заявляли: если правительство не окажет им помощи, то они должны будут самостоятельно добиваться улучшения своего положения. В 1882 г. рабочие лесопильного завода Ш. Гартмана, не добившись удовлетворения своих требований мирным путем, объявили стачку. Предприниматель сообщал полицейскому управлению, что организатором выступления был один из старейших рабочих, активный агитатор Л. Герзанич [193, л. 1]. Газета «Унг» подчеркивала, что рабочий вопрос в городе резко обострился: на заводах часто вспыхивают стачки, происходят митинги и собрания. Из рабочих-пропагандистов и активных организаторов выступлений газета назвала Ф. Тульского и Г. Горвата [1015, с. 192, 193].

Через венгерскую социал-демократическую печать, в частности газету «Непсава» («Народное слово»), рабочие Ужгорода знакомились с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса, с трудами выдающихся деятелей западноевропейского рабочего движения А. Бебеля, В. Либкнехта и др. В конце 90-х годов на страницах рабочей печати все чаще появлялись известия о росте рабочего движения в соседних славянских странах — Сербии, Болгарии, Чехии, Польше [748, с. 47]. На развитие революционного движения трудящихся Ужгорода, как и всего Закарпатья, в начале XX в. все большее влияние оказывали революционные события в России.

В 90-х годах XIX в. в городе были созданы первые социал-демократические организации (на фабрике «Мундус», среди строителей, типографских рабочих и рабочих кирпично-черепичного завода), входившие в состав Венгерской социал-демократической партии. Социалисты города проводили агитацию среди рабочих, распространяли революционную литературу, организовывали выступления против предпринимателей, требовали от властей улучшения условий труда рабочих. В конце 90-х годов XIX в. на предприятиях Ужгорода и других городов были созданы первые профессиональные союзы среди строителей, печатников, мебельщиков и других [918, с. 89].

Деятельность рабочих организаций жестоко преследовалась властями. В 1896 г. полиция разогнала созванное социал-демократами собрание рабочих в городском саду, на котором обсуждался вопрос о борьбе за сокращение рабочего дня. Власти приказали выслать из Ужгорода рабочих-активистов Я. Эрбена, Й. Дембинского, Я. Синяка и других за «подстрекательство рабочих к выступлениям». Под надзор полиции были взяты рабочие-активисты Г. Добош, К. Десняк, П. Руцкий, И. Буковский, И. Сабо и некоторые др. За распространение социалистической литературы полиция арестовала нескольких рабочих фабрики «Мундус», в т. ч. активистов П. Темницкого и Т. Лужанского [849, с. 90].

Несмотря на преследования, рабочее движение в городе продолжало нарастать. В 1899 г. рабочие города впервые праздновали День международной солидарности трудящихся — Первое мая. Недалеко от города, возле села Невинного, состоялся митинг. С этого времени празднование Первого мая стало традицией трудящихся города.

Первое крупное выступление рабочих Ужгорода имело место летом 1899 г. на мебельной фабрике «Мундус». Рабочие требовали сокращения рабочего дня до 10 часов и повышения заработной платы. Во главе рабочего выступления стоял стачечный комитет, созданный социал-демократами. Большую помощь забастовщикам оказало крестьянство близлежащих сел, а также рабочие других предприятий. В частности, крестьяне помогли забастовщикам продуктами питания, благодаря чему рабочие в продолжении месяца вели организованную борьбу против угнетателей. Выступление мебельщиков оказало большое влияние на дальнейшее развитие рабочего движения в Закарпатье [918]. В начале XX в. рабочее движение приобретает более острые формы. Кроме экономических, рабочие все чаще выдвигали и политические требования. В апреле 1902 г. в Ужгороде состоялся многотысячный митинг населения города и прилегающих сел, на котором обсуждался вопрос о расширении избирательных прав трудящихся, улучшении их экономического положения. Такие же массовые митинги имели место в мае и августе 1902 г. Либеральная газета «Унгвари кезлень» вынуждена была признать, что насильственными методами полиция и жандармерия не смогут подавить рабочее движение [1279; 1280].

В апреле 1903 г. в Ужгороде объявили стачку 140 рабочих-строителей. Они требовали повышения заработной платы, оплаты сверхурочной работы, улучшения условий труда, политических прав. В конце октября того же года началась одна из самых крупных в Закарпатье стачка 450 рабочих фабрики «Мундус». Стачечники требовали не только повышения зарплаты, но и ставили вопрос о предоставлении свободы профсоюзам, о демократизации избирательного права. Забастовкой мебельщиков руководил стачечный комитет, избранный на общем собрании рабочих. В его состав входили рабочие М. Станко, В. Неймет, И. Бургбауэр. В начале ноября 1903 г. мебельщики провели массовую демонстрацию. К рабочим присоединились городская беднота, ремесленники. На центральной площади была исполнена «Марсельеза». Жандармерия и полиция при активной поддержке воинских частей подавили выступление рабочих, но предприниматели вынуждены были частично удовлетворить их требования [848, с. 25, 26]. В частности, они согласились ограничить рабочий день 12 часами, пообещали больше не делать отчислений из заработной платы, но отчисленное ранее все же не возвратили [918, с. 101]. На собраниях рабочих Ужгорода, проходивших в начале 1904 г., выступавшие остро критиковали распоряжение венгерского правительства, направленное на ограничение политических прав трудящихся, и решительно осуждали местную буржуазную прессу за нападки на рабочих, за неправильное освещение их жизни и борьбы.

Новую волну рабочих выступлений в Закарпатье вызвала революция 1905—1907 гг. в России. На многочисленных собраниях и митингах широко обсуждались события в России, героическая борьба рабочих. Трудящиеся Ужгорода гневно осуждали кровавую расправу царизма с мирной демонстрацией петербургских рабочих и заявляли о своей солидарности с борьбой народов России против царизма. Особенно усилились митинги, демонстрации и стачки рабочих города в связи с приближением 1 Мая. Несмотря на запрет проведения революционного праздника, площади и улицы города были заполнены рабочими, ремесленниками и мелкими торговцами. На площади Кошута (ныне Воссоединения) состоялся общегородской митинг. Выступавшие рассказывали собравшимся о значении 1 Мая как международного праздника трудящихся, о развитии революционных событий в России и призывали присутствующих к единству действий. Весной и летом 1905 г. ужгородские либерально-буржуазные газеты «Унгвари кезлень» и «Унг» напечатали несколько статей о революционных событиях в России. Газеты сравнивали русскую революцию с Парижской коммуной и подчеркивали, что кровавая расправа царизма над рабочими подорвала веру в «доброго монарха» не только в России, но и в других странах Европы [918, с. 115, 116]. В данном случае речь шла и о монархе Австро-Венгрии.

В последующие годы борьба трудящихся города против социального и национального гнета не прекращалась. В одном из донесений ужгородского поджупана правительству Венгрии сообщалось, что движение, возникшее среди украинцев, направлено не только против венгерских властей, но и против буржуазных порядков, против частной собственности. Среди местных социал-демократических организаций возникло и постепенно укрепилось левое крыло, представители которого стояли на интернационалистских позициях. Борьба рабочих Ужгорода все теснее сливалась с общей борьбой всех трудящихся Венгрии против гнета империализма и Габсбургской монархии.

За период со второй половины XIX до начала XX в. численность населения в Ужгороде увеличилась более чем в два раза. В 1910 г. здесь проживало 17 тыс. человек [849, с. 84]. Значительно возрос удельный вес украинского населения за счет выходцев из села, пополнявших ряды рабочих и городской прислуги. Изменился и внешний вид города. Количество улиц достигло 50. В 1910 г. в Ужгороде насчитывалось более 1200 зданий, из них значительная часть — трех-и четырехэтажные. Самое большое — монастырь на Великой улице, построенный в 1912 г. В центре города появились здания гимназии, а также неполных средних школ, в левобережной части города — ряд корпусов городской больницы. Основные строения возводились на главных улицах и площадях и в большинстве своем сохранились до наших дней. В наиболее значительных зданиях административных учреждений и учебных заведений воссоздавались исторические архитектурные стили, широко использовались скульптурные украшения. В 80-х годах XIX в. на центральных площадях и главных улицах Ужгорода были установлены 12 канделябров (больших нефтяных фонарей). В 1902 г. появилось электрическое освещение. В 1896— 1897 гг. осуществлена телефонизация учреждений и квартир богачей. В 1897 г. город получил телефонную связь с Будапештом.

Площади и улицы в центре города были вымощены камнем. Проводились большие работы по укреплению берегов Ужа. Деревянные мосты через Уж были заменены железными (в 1897 г.— пешеходный и в 1905 г.— железнодорожный).

Культурная жизнь Ужгорода этого периода развивалась в сложных условиях. Политика колониализма, шовинизма венгерской буржуазии и земельных магнатов тормозили развитие народного образования украинского населения, деятельность национальных учреждений. В городе было закрыто несколько школ с украинским языком обучения, но в то же время расширялась сеть венгерских учебных заведений. С 1879 г. запрещено обучение на украинском языке в Ужгородской учительской семинарии. На венгерском языке стали читать основные предметы даже в духовной семинарии. Лидеры клерикалов, верные слуги Габсбургов и венгерских правителей, в 1904 г. внесли предложение о замене кириллицы венгерской азбукой [657, с. 21]. С развитием промышленного капитализма продвинулось вперед профессиональное образование. Наряду с увеличением количества учащихся двух небольших гимназий в 1902 г. открыто новое учебное заведение — двухгодичная женская учительская семинария. В Ужгороде появилось несколько неполных средних учебных заведений (горожанских школ) торгово-промышленного профиля. В 1898 г. началось обучение в керамическом училище — первом специальном профессиональном учебном заведении, а в 1903 г. на средства пожертвований населения открыта школа для глухонемых. На курсах при Ужгородской городской больнице ежегодно проходили подготовку несколько десятков сельских бабок-повивальниц. Это были первые медицинские кадры в крае. Из учительской и духовной семинарий Ужгорода вышел ряд писателей, ученых и общественных деятелей — А. И. Павлович, Е. А. Фенцик, И. А. Сильвай, А. А. Митрак и другие. Со 2-й половины XIX в. в Ужгороде активизировалась издательская деятельность. Типография общества Василиан в 1866—1902 гг., кроме церковной литературы, напечатала немало учебников, пособий для начальных школ, произведений русской и украинской литературы, некоторые научные труды на русском и венгерском языках. Издавалась газета «Свѣт» либерального направления, сатирическая газета «Сова», литературно-художественные издания «Листок», «Приложение к листку» и др. На страницах этих изданий печатались статьи о русской и украинской литературе, разоблачалось реакционное чиновничество и духовенство, угнетавшие трудящихся. Культурному единению Закарпатья с Россией и Украиной способствовала и деятельность популяризаторов культуры, переводчиков художественных произведений и фольклористов Ю. Жатко-вича и М. Фенцицкого. В Ужгороде выходили также реакционные периодические издания — газеты: «Новый свът», «Карпаты», «Наука», «Греко-католические вести» и другие, оправдывавшие политику колонизаторов в Закарпатье. Прогрессивные деятели культуры В. Кимак, А. А. Митрак, И. А. Сильвай, А. И. Павлович и другие вели против них решительную борьбу. Исключительно тяжелым было положение города в годы первой мировой империалистической войны. Из-за отсутствия рабочей силы и сырья прекратили работу многие заводы и фабрики. Отдельные же предприятия были переведены на производство военной продукции (металлообрабатывающий, лесопильный заводы и др.). Цены на хлеб в 1916—1917 гг. увеличились в 25—30 раз. В городе не хватало мыла, соли. Тяжелое положение трудящихся усугублялось военными займами, облигации которых принудительно распространялись среди населения. В 1914 г. таким образом было распространено облигаций на 2,5 млн. крон, а в 1917 г.— на 7 млн. крон. У жителей города отбирали одежду, запасы продовольствия и фуража. Ремесленников заставляли бесплатно ремонтировать обувь, одежду, седла и др. Значительно усилился политический гнет. С сентября 1914 г. в городе были запрещены митинги, массовые шествия. На предприятиях вся власть передавалась в руки военных комендантов. Невыход на работу расценивался как выступление против государства и наказывался длительным тюремным заключением. В 1916 г. в школах было запрещено пользоваться кириллицей. В библиотеках были закрыты отделы с литературой на славянских языках. Поворотным моментом в развитии революционного движения в Закарпатье явилась победа Великой Октябрьской социалистической революции и образование Украинского Советского государства. О победе пролетарской революции в России, о создании Украинского суверенного государства трудящимся Ужгорода сообщала социал-демократическая, а частично и буржуазно-либеральная печать. Газеты «Непсава» — орган Венгерской социал-демократической партии и «Унгвари кезлень» — либерально-буржуазный орган систематически информировали об Октябрьской революции, о решениях II съезда Советов. Газета «Унгвари кезлень» в одной из статей писала, что новое Советское правительство возглавил В. И. Ленин [1281]. При этом газета кратко рассказала о жизни и деятельности Ленина. В последующих номерах та же газета сообщила, что в России конфискованные помещичьи земли распределены среди крестьян-бедняков и солдат, а заводы стали собственностью рабочих. На страницах этой же газеты было напечатано стихотворение местного поэта Ш. Шимони под названием «Ленин», в котором в поэтической форме излагалась биография вождя трудящихся всего мира. Поэт сообщал читателям, что В. И. Ленин, преследуемый царизмом, более 20 лет находился в эмиграции, но все время вел решительную борьбу с самодержавием. Под руководством В. И. Ленина в России осуществлена великая революция. Автор стихотворения считал Ленина человеком «лучшим из всех рожденных на земле».

Весной и летом 1918 г. в Ужгороде, как и во всем Закарпатье, проходили массовые митинги и стачки солидарности с Советской Россией. Рабочие требовали прекращения войны и подписания мира, выступали в защиту Советской власти в России, требовали улучшения своего экономического положения, расширения политических прав. На собраниях и митингах рабочие города заявляли о своей солидарности с революционными рабочими и крестьянами Советской России, единодушно одобряли декреты о мире и земле [777, с. 64]. Значительную роль в распространении революционных идей в городе сыграли солдаты австро-венгерской армии, возвратившиеся из Советской России, где они находились в плену, а также русские военнопленные. Поджупан Ужанской жупы в мае 1918 г. просил командование гарнизона немедленно вывести из Радванки 2500 солдат, ибо они были «проникнуты большевистскими идеями и учениями» [191, л. 2]. Активную революционную пропаганду среди населения города проводили, в частности, бывшие военнопленные. Под влиянием Октябрьской революции усилилось левое крыло в социал-демократических организациях. Часть левых все увереннее становилась на позиции интернационализма, оказывая активное влияние на революционное движение рабочих и городской бедноты. Таким образом, бывшие военнопленные, как и предсказывал В. И. Ленин, стали носителями «бацилл большевизма» на своей родине [10, с. 148].

О городе

У́жгород (укр. У́жгород) — город на западе Украины. Административный центр Закарпатской области, Ужгородского района и Ужгородско-Мукачевской агломерации.Подробнее
184
0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...