Выбрать язык
ua ru en de fr pt es it zh ar sv

Белая Церковь

14:04
2.33K
Белая Церковь
Герб:
Белая Церковь
Флаг:
Белая Церковь
Белая Церковь
Первое упоминание:
1054 г.
Основан:
1032
Город с:
1589 года

Бе́лая Це́рковь (укр. Біла Церква) — город в Киевской области Украины. Административный центр Белоцерковского района (до 2020 года был городом областного подчинения). Экономический и культурный центр Столичного экономического района, а также климатический и бальнеологический курорт, расположенный в 80 км к югу от Киева на реке Рось. Впервые название Белая Церковь упоминается в Ипатьевской летописи 1115 года.

Город основан Ярославом Мудрым — как крепость для защиты от кочевников — и назван Юрьев (христианское имя Ярослава Мудрого — Юрий, или Георгий). По народному преданию, на месте разрушенного татаро-монголами Юрьева построили небольшую церковь из белой неотёсанной березы. Впоследствии чумаки назвали её Белой Церковью.

Происхождение названия

Относительно происхождения названия Белой Церкви существует несколько версий:

  • Одна из них рассказывает, что напали монголо-татары и сожгли дотла деревню, осталась на горе только белокаменная церковь, именно она и дала название городу, до этого было название Юрьев, которое происходит от православного имени его основателя Ярослава Мудрого;
  • Белая Церковь была построена как крепость Юрьев в 1032 г. Ярославом Мудрым. Крепость была названа христианским именем князя — Юрьев. В 1050 г. он построил на Замковой горе города епископскую церковь, то ли побеленную, то ли построенную из белой нетесаной березы. Поставленная высоко на горе, церковь стала примечательной;
  • Местные жители называли церковь белой, а когда татары уничтожили Юрьев, то новый город, который восстанавливался после разрухи, получил название Белая Церковь. Населенные пункты с таким названием есть в Сербии, Молдове, Болгарии и др. Возникли они, вероятно, из-за похожих причин.

Также существуют авторские версии, в том числе следующие:

  • От белых берёзовых бревен;
  • Построение храма в честь победы над бабой Белой;
  • От остатков белокаменной церкви;
  • Теория наследственности названий Юрьев и Белая Церковь: суть теории состоит в трансформации первичного названия «город Церкви Святого (Белого) Георгия» и «Церковь Белого». Является наиболее вероятной, так как в народе святого Георгия всегда называли Белым.

Примечательно, что еврейское названия Белой Церкви — Шварцэ Тума (ид. שווארצע טומאה, что значит: Чёрная Нечистота). Такое название является антифразисом.

Географическое положение и основные расстояния

Город расположен на юго-западе Киевской области, занимает выгодное географическое положение: рядом с ним проходит автомагистраль E95 (Санкт-Петербург-Киев-Одесса).

Расстояние до столицы Украины — города Киева — составляет 84 км; до столицы Российской Федерации — Москвы — 950 км; до столицы Чешской Республики — Праги — 1020 км; до столицы Республики Польша — Варшавы — 800 км. Расстояние до аэропорта г. Борисполь составляет 120 км.

Близость к Киеву, удобное транспортное сообщение, развитая социально-экономическая инфраструктура в сочетании с ландшафтными и природными условиями придают городу значительную инвестиционную и туристическую привлекательность.

Геологическое строение, почвы и полезные ископаемые

В геологическом отношении территория края размещена на украинском щите. Это переходная зона от леса к степи — лесостепь.

В черте города сформировались основные типы почв: чернозём типичный, чернозём оподзоленный серый лесной грунт, дерново-подзолистый, лугово-чернозёмный, дерновый и болотный. В Белоцерковском районе сильно выражены процессы эрозии почв, которые возникают под влиянием внешних условий: размывание талыми и дождевыми водами, выветривания, спровоцированные и ускоренные неправильной распашкой склонов.

Край богат различными полезными ископаемыми, которые имеют промышленное значение. Среди них преобладают месторождения строительных материалов. В Белоцерковском районе добывают граниты, гнейсы, мигматиты, пегматиты. Используют в виде бута и щебня, для кладки стен, для строительства тротуаров, дорожного покрытия. Пегматиты является комплексным источником минерального и полевошпатового сырья.

Под Белой Церковью есть большие залежи глинистых пород, которые используются в кирпично-черепичной промышленности, а также строительные пески.

Из горючих полезных ископаемых в Белоцерковском районе есть торф, который в сельском хозяйстве используется также в качестве удобрения.

В Белой Церкви находятся источники радоновых вод.

Рельеф и гидрография

Главным водоёмом является река Рось, которая 16 км протекает, в основном, в южной части города, отделяя центральные районы от Заречья (современное Заречье и жилые массивы Песчаный и Таращанский). Река Протока течёт Белой Церковью 9,6 км и впадает в Рось, а в урочище Сухой Яр есть Сухоярский ручей длиной 9,6 км. Через Рось в пределах города проложены 4 моста: 2 пешеходные (Деревянный мост и Заречанская плотина или гребля) и 2 автомобильных. Реку Протоку пересекает значительное количество маленьких мостиков различной конструкции.

Археология

В центре города, на левом берегу реки Рось, в урочище Замковая гора, археологами найден культурный слой с древнерусской гончарной керамикой XI—XII вв., шиферными пряслицами и другими материалами. Здесь находился древнерусский Юрьев, впервые упомянутый в летописи под 1072 годом (Юрьевский епископ Михаил участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба).

Так, раскопки производились специалистами Института археологии НАН Украины на месте восстановления церкви св Георгия (2011—2012 годы). Был выявлен ряд артефактов разных исторических периодов — от времен Киевской Руси до XVIII—XIX века. Все они переданы в Белоцерковский краеведческий музей с целью оборудования экспозиции «Музей находок Замковой горы». В частности, было найдено: крест — энколпион (мощевик) первой половины XIII века, жернова, лепка на валах времен Ярослава Мудрого, монеты, наконечники копий, спусковые крючки и костяные накладки на мушкеты и тому подобное.

Также на Замковой горе было музеефицированы фундаменты древнего пятиапсидного православного храма XI—XIII вв. Сейчас законсервировано полторы апсиды, сохранившихся до наших дней после разрушений, связанных со строительством моста через Рось с советских времен.

Юрьев входил в систему городов-крепостей, построенных Ярославом Мудрым в середине XI века по реке Рось. Древнее поселение занимало мыс-останец (площадь — 2 га) на берегу реки. Оно, по-видимому, было разрушено и сожжено половцами в 1095 году.

Вновь Юрьев отстраивается Святополком в 1103 году несколько в стороне. На месте старого поселения в XVI веке был выстроен Белоцерковский замок. На западной окраине города (вверх по р. Рось), в урочище Палиева гора, — найдено другое округлое городище (диаметром 55 м). Поселение было укреплено двумя рядами концентрических валов. При обследованиях найдены древнерусская гончарная керамика XII—XIII вв., предметы из металла, бронзовая позолоченная панагия с изображением Святого Георгия и шестиконечного креста. Вокруг городища расположены неукреплённые селища.

История

У города тянулся земляной вал, часть Змиевых валов. Его остатки остались между улицами Ярослава Мудрого и Леся Курбаса.

XI—XVI века

Предположительно, Белая Церковь располагается на месте средневекового города Юрьев, местоположение которого связывают с городищем Замковая гора.

Город основан в 1032 году киевским князем Ярославом Мудрым. Изначально назывался Юрьев (Гюргевъ) согласно христианскому имени Ярослава Мудрого — Юрий (Георгий).

Начало XI века отмечено беспрерывными набегами печенегов на южные окраины Киевского государства. В результате границы Руси были отодвинуты на север — к берегам Стугны. В 1017 году киевский князь Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами и оттеснил их на юг. Для укрепления южных рубежей государства вдоль Роси в 1032 году началось строительство оборонной линии — системы сторожевых крепостей, соединенных между собой огромными насыпями и рвами.

Именно в 1032 году появились Корсунь, Богуслав, Стеблёв, Володарка (летописный Володарев) и другие населенные пункты Поросья. Это была Поросская оборонительная линия. И именно в этом году на скалистом левом берегу Роси появился военно-феодальный замок, получивший название Юрьев (в честь христианского имени Ярослава Мудрого — Юрий). Замок впоследствии «оброс» городком, который в конце ХІ века стал кафедральным центром Поросской епархии.

Сердцем города была гора с размещенным на ней детинцем (замком). Также на горе стоял белокаменный собор — обязательный атрибут епархиального центра.

Юрьев жил в постоянном напряжении. Набеги печенегов сменились давлением половцев, а позже — монголо-татар. Город был кочевникам «как кость в горле», постоянно препятствуя их походам на север. Не раз его разрушали до основания. Последний раз Юрьев был опустошен кочевниками в XIII веке, пав для того, чтобы возродиться с новым названием — Белая Церковь.

Сожженный кочевниками Юрьев оставил после себя только высокий полуразрушенный епископский собор. Это сооружение, построенное из белого камня, долгое время служило переселенцам ориентиром среди густых и диких лесов, которые покрывали тогда долину речки Рось. Поэтому место, где стоял собор, а потом и город, который восстал из руин княжеского Юрьева на скалистом берегу, получил название Белая Церковь. Собор, которому город обязан своим названием, исчез в урагане исторических событий, сейчас никто, вероятно, не скажет, кем и когда он был разрушен. Во время археологических раскопок, проведённых уже в XX веке, на Замковой горе были найдены остатки этого сооружения.

В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. Городок стал центром староства (административная единица) и приобрел значение важнейшего стратегического пункта на юге государства. В 1589 году польский король Сигизмунд ІІІ утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив Белой Церкви и его жителям Магдебургское право.

В середине XVI века для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон, насчитывавший до двух тысяч солдат и офицеров. Гора, на которой тогда был размещен замок, называется Замковой. Первый замок в Белой Церкви был построен в 1550 году воеводой кн. Семеном Пронским, так как город находился на Чёрном пути, которым шли татары и его нужно было защищать. Сам город был также укреплен частоколом. В 1570 году замок был значительно удален. Князь Константин-Василий Острожский укрепляет и перестраивает замок.

В конце XVI века Белая Церковь сделалась городом, знаменитым на всю Речь Посполитую. Этому поспособствовало восстание горожан, разгневанных отменой старостой, Янушем Острожским, Магдебургского права в городе. В 1589 году они захватили замок с оружием и боеприпасами и почти год удерживали город в своих руках.

В 1591 году именно захватом белоцерковского замка началось крестьянско-казацкое восстание, которое стало предвестником периода постоянных войн между Украиной и Польшей. Во главе восстания стал Христофор (Криштоф) Косинский.

XVII—XVIII века

Богдан Хмельницкий

В 1651 году Богдан Хмельницкий подписал Белоцерковский мирный договор с польским правительством после неудачи в Берестецкой битве

В 1616 г. в городе было 300 дворов мещан и 300 казацких.

Во времена Освободительной войны 1648—1657 годов Белая Церковь, которая была в то время довольно значительным городом, лежавшим на торговом шляхе, центром староства и полка и имела более 1000 дворов — стала одним из важнейших опорных пунктов казацкого войска. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами располагался в Белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине призывы к борьбе. 18 (28) сентября 1651 г. здесь было заключено соглашение между польской шляхтой правительством и гетманом Богданом Хмельницким, которая получила название — Белоцерковский договор.

В 1663 году во время битвы между польским войском и отрядами Ивана Серко замок в Белой Церкви почти разрушили. Но уже в следующем году его отстроили снова, укрепив по современнейшим правилам фортификационной техники — он стал практически неприступным. Его не смогли взять ни войска Ивана Брюховецкого в 1665 году, ни Петра Дорошенко в 1667, 1669 и в 1672 годах.

С 1660 г. Белая Церковь попеременно принадлежала то Русскому царству, то Речи Посполитой, некоторое время Поросье даже было нейтральной территорией. В 1665 году в битве под Белой Церковью отряд калмыков на службе царя Алексея Михайловича разгромил польских гусар и рейтар. В 1667 году комендант Ян Стахурский построил в Белой Церкви костел и монастырь Св. Георгия.

Начало XVIII века на Украине обозначено большим восстанием казаков под руководством белоцерковского и фастовского полковника Семена Палия против Польши. Палий в 1702 году с десятитысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. После нескольких неудачных штурмов полковник прибегнул к хитрости — взяв в плен коменданта, он заставил замок капитулировать. Город стал центром восстания, к нему потянулись обездоленные крестьяне отовсюду. Население Белой Церкви в то время достигло 70 тысяч, замок постоянно укреплялся. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. Палий был арестован и выслан в Сибирь (далеко не последнюю роль в этом сыграл гетман Мазепа).

Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом имении — селе Мазепинцы — и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В Белоцерковском замке гетман чувствовал себя в полной безопасности. Именно здесь прошла значительная часть его жизни — здесь он нажил львиную долю своих богатств и стал одним из самых богатых феодалов в Европе, здесь казнил Кочубея и Искру. По некоторым источникам, в Белоцерковском замке была найдена казна гетмана.

 Иван МазепаС 1704 по 1709 год Белая Церковь была резиденцией гетмана Ивана Мазепы.

Иван Мазепа переправлял значительную часть доходов от своих 20 000 имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине он поднял пышные церкви в стиле украинского барокко. В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине — в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.

В 1743 году староста Станислав Яблоновский построил в Белой Церкви костел и монастырь ордена иезуитов.

На протяжении XVIII в. Белая Церковь часто была свидетелем народных восстаний, венцом которых стала Колиивщина. За подавление Колиивщины великий коронный гетман Ксаверий Браницкий в 1774 году получил одну из самых богатых в Речи Посполитой столовых имений — Белоцерковское староство. В конце 1778 г. он вступил во владение этими имениями, которые с тех пор назывались Белоцерковским графством, и построил здесь впоследствии дворец.

В 1793 году город присоединили к России. На долгое время (до XX века) Белоцерковщина стала вотчиной семьи Браницких.

«Белая Церковь и „Александрия“ были действительным герцогством с двором, с огромным количеством людей, которые питались вокруг двора, с большими конюшнями породистых лошадей, с охотой, на которые съезжалась вся аристократия Юго-Западного края» — вот что писал про времена Браницких в Белой Церкви Николай Бердяев в своем «Самопознании».

Браницкие имели неоднозначное влияние на свою главную резиденцию. Они сделали Белую Церковь городом, который потерял административное значение для государства. По приказу Екатерины II и не без «указа» Браницких замок был разрушен, Белоцерковское староство ликвидировали, уездный центр перенесли в Васильков, город из казенной собственности перешел в личную.

XIX — начало XX века

В ХІХ веке местечко Белая Церковь было волостным центром Бело-Церковской волости Васильковского уезда Киевской губернии.

В 1806 году Браницкие заключили договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. В 1801—1806 годах Браницкий в центре города построил Торговые ряды, чем стимулировал дальнейшее расселение евреев в Белой Церкви и обусловил коренное изменение этнического состава городского населения.

Период революций, центр антигетманского восстания 1918 года

В 1918 году Белая Церковь вновь в полный голос заявила о себе. В этом городе сплотилась большая сила, которая позже всколыхнула всю Украину.

«Еще в сентябре никто в Городе (Киеве) не представлял себе, что может быть построено три человека, которые имеют талант появиться вовремя, даже в таком ничтожном месте, как Белая Церковь» — эти обидные для Белой Церкви слова из «Белой гвардии» Михаила Булгакова относятся к Торопцу, Петлюре и Винниченко и лишний раз подтверждают тот факт, что именно этот город сыграл ведущую роль в создании Директории Украинской Народной Республики.

Усилиями Евгения Коновальца в августе-сентябре 1918 года в Белой Церкви был основан Отдельный отряд Сечевых стрельцов Украинской державы.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооружённое восстание под руководством Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Здесь происходило формирование основных сил Директории. Здесь впервые было напечатано сообщение о возвращении власти независимой УНР.

Больше месяца город над Росью был штабом сил повстанцев — фактически второй столицей Украины. Отсюда выступило 60-тысячное войско, которое 14 декабря 1918 г. заняло Киев, находившийся под контролем войск гетмана Скоропадского (преимущественно этнических русских).

В августе 1921 года в городе была образована Казачья Рада Правобережной Украины.

Великая отечественная война

16 июля 1941 года Белая Церковь была оккупирована немецкими войсками и 902 дня город находился под игом захватчиков.

Однако город не прекратил сопротивления, было создано 10 диверсионных групп, действовали подпольные организации. Из кадровых военных попавших в окружение и местного населения в районе были организованы партизанские отряды — например, отряд «Сокол» во главе с капитаном Красной Армии И. П. Крыжановским и комиссаром И. Е. Москаленком, насчитывавший около 100 человек.

Белая Церковь была освобождена советскими войсками 1-го Украинского фронта 4 января 1944 года в ходе Жито́мирско-Берди́чевской наступательной опера́ции (24 декабря 1943 — 14 января 1944). После окончания упорных боев город был практически полностью разрушен.

Руководство страны высоко оценило героизм войсковых частей освобождавших город от захватчиков: «… Сегодня, 4 января, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным войскам, освободившим город Белая Церковь, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырёх орудий…» (Приказ Верховного Главнокомандующего 4 января 1944 года № 55).

Современная Белая Церковь

Долгое время Белая Церковь была обычным провинциальным городом, пока в 1972 году здесь не построили промышленный гигант «Белоцерковшина» (ныне АО «Росава»). Именно тогда в городе начали расти промышленные предприятия — он превратился в индустриальный центр, один из самых мощных узлов химической промышленности УССР.

В 70-х годах бурно начало расти население города — за два десятилетия оно увеличилось почти на сто тысяч. После аварии на ЧАЭС город принял более 1700 переселенцев из зоны отчуждения.

Современная Белая Церковь — город с населением около 215 000 человек, раскинувшийся в долине Роси по обеим её сторонам. С правого побережья долины открывается прекрасная панорама города (выезд из Белой Церкви в Таращанском направлении): передний план охватывает комплекс дач. Далее простираются самые новые микрорайоны многоэтажной застройки — Таращанский и Песчаный массивы. Самая низкая часть долины Роси занята районом частной застройки. Частный сектор Белой Церкви не похож на сельский — здесь нет значительных «огородных» пространств. Средние по размерам, преимущественно кирпичные, домики стоят близко друг к другу и окружены небольшими двориками. Дальний план панорамы занимает сплошная многоэтажная застройка, над которой местами выступают трубы многочисленных предприятий.

На востоке города раскинулся большой промышленный узел. Кроме «Росавы» здесь расположены заводы резинотехнических и асбестотехнических изделий, механический, шинный № 2, Белоцерковская ТЭЦ и другие предприятия. Большая часть трудоспособного населения Белой Церкви работает именно здесь.