Города Украины

Святогорская лавра

Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Святогірська лавра) — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

История

Древний монастырь

Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. К монастырю относилась также Гороховатская Богородичная пустынь. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным землевладельцем.

В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных.

Возрождение монастыря в XIX веке

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом российского императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьей в селе Борки был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор). Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

Хромолитография 1912 года

Монастырь в советские годы

События 1917 года и приход новой Советской власти отразились на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря.

В решении судьбы монастыря принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». Так, по его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, а в Свято-Покровском — библиотеку.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса.

Монастырь в постсоветские годы

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (в будущем архимандрит) Серафим и четверо молодых послушников из Донецка. В том году монастырю отдали превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор, Сам собор был разделён железобетонным перекрытием на два этажа.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви с благословения патриарха Алексия Второго присвоил монастырю статус лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской и Почаевской) лаврой.

5 декабря 2005 года состоялась епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина)

Современное состояние

Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

Отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стёрты раны богоборческой эпохи, восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Памятником деревянного зодчества можно считать возрождённый Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии. Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей.

Священным синодом Украинской православной церкви лавра определена местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаля), Ипполита (Хилько) (ранее также схиепископа Сергия (Зализницкого)).

Описание монастыря

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.

На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними

Святые

Святители

епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759);

преподобные

архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758); архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765); архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859); архимандрит Герман (Клица) († 1890); архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921); иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882); иеромонах Феодосий († 1850); иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874); иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882); иеромонах Исаакий (Головин) († 1903); иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники

архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век); архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939); схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961); игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

юродивые

монах Феофил (Шаронин) († 1868).

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868); церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850); церковь святителя Николая Чудотворца (1851); пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.); пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.); пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.); часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.) Новые постройки церковь Рождества Богородицы (2011 г.); церковь святого пророка царя Давида (2011 г.); церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.); часовня водосвятная (2004 г.); часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.); часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.); часовня надкладезная (идет строительство); Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г). Приписные храмы и часовни в окрестностях храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города); Всехсвятский скит (2005 г.) Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное (Славянский район) Свято-Георгиевский скит в селе Долина скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

В художественной литературе

В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле». Монастырь описывается в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Святые горы». Монастырю посвящено стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Святые горы». Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы»

23:08