Выбрать язык
ua ru en de fr pt es it zh ar sv

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УЖГОРОДЕ В XVIII ВЕКЕ

-
681
Город:

Несмотря на разрушительные войны и колониальную политику Габсбургов, экономика Ужгорода продолжала развиваться: появлялись новые цехи, расширялась торговля, застраивались новые районы, увеличивалось количество населения. В конце XVIII в. в городе насчитывалось 12 цехов. Если в 1720 г. было 35 цеховых ремесленников, то в 1785 г. их количество увеличилось до 102 человек [1035, с. 43, 44]. Ежегодно устраивалось четыре крупные ярмарки, на которые приезжали купцы из Галиции, Словакии, Молдавии, центральных районов Венгрии и даже из южнославянских земель [947, с. 165, 166].

В конце XVIII в., в условиях разложения феодально-крепостнической системы и зарождения капиталистических отношений, в Ужгороде появились первые мануфактуры. В 1793 г. начала работать лесопилка, на которой применялись также водяные колеса. Отсюда по реке Уж продукцию отправляли на рынки Центральной Венгрии и даже в страны Центральной и Западной Европы. В 1796 г. богатые ужгородские купцы построили мельницу на восьми камнях. Здесь производился помол зерна жителями не только Ужгорода, но и окрестных сел [171, л. 11, 12]. В то время в Ужгороде было налажено производство кирпича, черепицы, гончарных изделий. В центре города появилась пивоварня. На этих предприятиях, принадлежавших доминии и богатым горожанам, применялся вольнонаемный труд.

Первая половина XIX в. стала периодом дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы и развития капиталистических отношений. В Ужгороде, как и во многих других городах Закарпатья, увеличивалось количество мануфактур, а в середине XIX в. открылись и первые фабрики. Наиболее значительными предприятиями мануфактурного типа были лесопилка, мельница, пивоварня, предприятия по изготовлению глиняной посуды, кирпича, черепицы, кафеля. В 1845—1850 гг. появились суконная и спичечная фабрики, типография [948, с. 165, 166]. Цеховое ремесло, хотя и переживало кризис, не выдерживая конкуренции с мануфактурой, продолжало занимать значительный удельный вес в экономике города. Если в середине 80-х гг. XVIII в. в Ужгороде работало 102 квалифицированных ремесленника, то в начале XIX — 377 [182. л. 1—9]. В 20—40-х гг. XIX в. количество цехов и ремесленников несколько сократилось.

В первой половине XIX в. значительно возросла роль Ужгорода как торгового центра. Купечество города имело связи с городами внутренней Венгрии, Австрии, Чехии, Польши, Восточной Галиции, Молдавии, Буковины, а также с Надднепрянской Украиной. В Ужгороде по-прежнему ежегодно собиралось 4 больших ярмарки [872, с. 107, 108]. Особенно славились ярмарки по продаже скота и продукции виноделия.

На протяжении второй половины XVII — первой половины XIX вв. заметно изменились внешний вид города и состав его населения. Если в XVII в. город располагался в основном на правом берегу Ужа, то на протяжении XVIII в. интенсивно заселялось левобережье, осушенное болото. Здесь образовалось шесть больших улиц и несколько площадей. К середине XVIII в. определились контуры главной площади левобережной части города (ныне площадь Воссоединения). На левом берегу Ужа жили в основном ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне. Большинство зданий здесь, как и на четырех новых улицах правого берега, было построено из дерева или самана, кровлей служили солома и дранка. Только дома богатых купцов и ремесленников строились из камня и кирпича. На центральных улицах правобережной части появились двух- и трехэтажные строения — административные здания, дома городской верхушки, дворянства. Самыми красивыми были здание комитетского управления, католический костел и прилегавшие к нему строения на Великой улице. В 1771 г. в Ужгороде насчитывалась 21 улица и более 300 домов [919, с. 19—26].

Еще быстрее рос город в первой половине XIX в. К 1837 г. количество улиц увеличилось до 36, а домов — до тысячи. Не только на центральных улицах правобережной, но и на новых улицах левобережной части города появились многоэтажные кирпичные здания оригинальной архитектуры. Богатые купцы строили магазины, склады, а владельцы мануфактур — новые производственные помещения. На Подзамковой и прилегающей к ней улицах находилось более 100 больших винных подвалов, а также дома, ставшие центрами винной торговли. Среди построек особенно выделялось новое административное здание жупаната (ныне на Радянской площади), украсившее правобережную часть города. Количество населения города в конце XVIII — первой половине XIX в. возросло почти в три раза. Если в 1785 г. в Ужгороде проживало почти 2900, то в 1849 г.— 6,6 тыс. человек, из которых русины (украинцы) составляли около 30, венгры и немцы — около 40, евреи — около 30 процентов [184, л. 9; 385, л. 8].

Рост населения ускорился частично за счет притока в середине XVIII в. немецких колонистов (ремесленников и купцов, расселявшихся на левом берегу Ужа). Увеличилось и число греческих колонистов, занимавшихся торговлей привозными товарами и скупкой вина, шерсти, предметов ремесленного производства [921, с. 223].

Возрастало количество ремесленников, желлеров, крепостных крестьян, городской бедноты. Перепись 1785 г. дает следующую картину социального состава населения: желлеров — 235, крепостных крестьян — 129, горожан и купцов — 178, дворян — 86, служителей культа — 47, квалифицированных ремесленников — 102 двора [168, л. 1, 2].

В первой половине XIX в., в условиях развития капиталистических отношений, изменения в социальном составе происходили в направлении увеличения количества буржуазных элементов и сокращения категорий населения, характерных для феодализма. Так, с 1800 по 1830 г. количество владельцев мануфактур, крупных мастерских, домов, складских помещений увеличилось в 3,5 раза, а богатых купцов — почти в 4 раза. За это же время несколько сократилось количество желлеров, но значительно увеличилось количество по-лужеллеров, слуг и других бедных прослоек населения. Если в 1800 г. в Ужгороде насчитывалось 107 по-лужеллеров и 67 слуг, то в 1830 г. соответственно 234 и 252. На протяжении первой половины XIX в. количество населения, жившего только за счет продажи рабочей силы, увеличилось в два раза [948, с. 167, 168]. Городская беднота выполняла наиболее тяжелые виды работ, какими были санитарная очистка города, укрепление берегов реки Уж.

Несмотря на определенные успехи в экономическом развитии, Ужгород оставался незначительным городом. Большинство улиц находилось в неупорядоченном состоянии, ночью не освещалось.

Деревянный мост через Уж часто выходил из строя из-за быстрого течения реки и наводнений. Такое положение города являлось следствием колониальной политики Габсбургов, его зависимости от доминиальной администрации, которая, взимая с горожан большие налоги, средств для развития городского хозяйства не выделяла. Расходная часть бюджета Ужгорода сократилась с 3 тыс. форинтов в 1820 г. до 1172 форинтов в 1840 г. [872, с. 73]. Трудящиеся города много терпели не только от гнета владельцев мастерских, мануфактур, купцов, но и от администрации доминии и австрийской армии. Трудящееся население Ужгорода должно было отрабатывать барщину наравне с крепостными сел, платить администрации доминии налог натурой и деньгами. Распущенное офицерство, особенно в наемных воинских частях, занималось грабежом мирного населения, обвиняя его в «нелояльности» к венским властям. В 80-х годах XVIII в. часть гарнизона была расквартирована в частных домах (занимала 43 дома) и жила фактически за счет горожан. Грабеж населения австрийской солдатней с каждым годом усиливался. Трудовой люд города был лишен и политических прав.

Трудящиеся Ужгорода не мирились с таким положением. Они вели упорную борьбу против угнетателей. Одной из форм протеста была подача жалоб на чиновников и командование армии. Так, в 1770 г. крестьяне города жаловались императрице Марии-Терезии, что доминия отняла у них лучшие земли, пастбища, что им запрещают торговать водкой и вином. Крестьяне требовали уменьшения налогов, предоставления прав на свободную торговлю и т. д. [947, с. 151]. В 1778 г. в Ужгороде произошла первая в истории города стачка строителей, занятых на ремонтных работах в крепости, униатской церкви и зданиях доминии. Они требовали от администрации повышения заработной платы примерно па 20 проц. и сокращения рабочего дня.

Когда администрация отклонила требование, ремонтники оставили работу. Вскоре об этом стало известно в Вене, откуда через Братиславское наместничество в Ужгород было направлено распоряжение следующего содержания: зарплаты не повышать и предупредить всех, чтобы немедленно приступили к работам. «Если бунтовщики и далее не будут повиноваться,— говорилось в распоряжении,— то организаторов арестовать и навести порядок». Силой оружия власти подавили первое выступление работных людей города [849, с. 51]. В начале XIX в. в районе Ужгорода оживилось движение опришков (отряды С. Товта, Й. Кокоша), которые неоднократно нападали на имения городской знати. Австрийские власти дали комиссару Ужгородской жупы И. Вароди чрезвычайные полномочия для борьбы с опришками. В 30—40-х годах XIX в. на активизацию классовой борьбы в Ужгороде, как и во всем Закарпатье, значительное влияние оказали освободительная борьба польского народа, подъем национально-освободительного движения в Словакии, выступления буковинских крестьян [948, с. 229—240]. Поскольку государственная система медицинского обеспечения отсутствовала, жители Ужгорода пользовались народными средствами или рекомендациями лечебников, а также обращались к помощи знахарей. Среди последних были и такие, которые знали лечебные свойства многих растений и успешно их применяли в своей лечебной практике.

По мере роста города и его экономики в нем развивалась культура. В середине XVIII в. здесь действовали 4 начальные школы — униатская, католическая, протестантская и еврейская. В 1640 г. из Гуменного в Ужгород была переведена иезуитская гимназия (основана в 1613 г.). Это первое среднее учебное заведение города. В середине XVIII в. в ней обучалось 120— 170 человек (преимущественно дети католического клира, дворянства, австрийских чиновников, богатых горожан).

Развитие образования в Ужгороде несколько оживилось в конце XVIII — первой половине XIX вв. По реформе 70-х годов XVIII в. создавалась сеть народных школ. Ужгород стал центром школьного округа, охватывавшего большую часть Закарпатья. В начале 80-х годов открылась четырехклассная, так называемая нормальная школа, которая начала готовить кадры для народных школ. Ее директор был и главным школьным инспектором округа. С конца 70-х годов XVIII в. существовала духовная семинария, готовившая кадры для униатской церкви, а с 1793 г.— учительская семинария [1028, с. 336]. Ужгородская гимназия вышла из-под влияния иезуитов и стала главным средним учебным заведением Закарпатья. В этих заведениях обучались преимущественно дети дворянства, богатых горожан, духовенства не только Закарпатья, но также частично из Галиции, Восточной Словакии, Воеводины и даже Молдавии. Из стен ужгородских учебных заведений вышло немало прогрессивных ученых и общественных деятелей — И. Базилович, И. Пастелий, М. Лучкай, И. Фагараший, Ю. Венелин (Гуца), И. Раковский, А. Духнович, В. Кимак, А. Кралицкий и др.

Созданные ими научные труды (по истории, языку, этнографии, педагогике и т. д.) и художественные произведения вошли в сокровищницу украинской культуры XIX в. Это была та часть прогрессивной интеллигенции, которая, по определению И. Франко, «не потеряла связей с простым народом и его языком» [939, с. 320, 321], а стремилась служить ему. Она вела решительную борьбу против мадьяризации и латинизации, против засилья иностранных поработителей и отстаивала идеи единства Закарпатья с Россией и Украиной. Отражением их взглядов были слова из стихотворения А. Духновича, которые стали гимном закарпатских русинов (украинцев):

Я русин был, есть и буду,

Я родился русином.

Честный мой род не забуду,

Останусь его сыном.

Часть передовой интеллигенции, преследуемой австрийскими и венгерскими властями, покидала родной край и находила убежище в России и на Украине. Здесь ее представители продолжали учиться. Многие из них стали известными в России педагогами, учеными, врачами. Среди них — И. Орлай, М. Бадудянский, В. Кукольник, П. Лодий, Ю. Венелин (Гуца) и др. [799, с. 200, 201]. Они внесли заметный вклад в укрепление культурных связей Закарпатья с Россией и Украиной.

Росту духовной жизни города способствовал перевод сюда из Мукачева библиотеки епископа А. Бачинского, насчитывавшей около 9 тыс. томов. Кроме рукописных книг церковного и светского характера, в ней были оригинальные печатные издания Руси и ряда стран Западной Европы.

В XVII — начале XIX в. получило дальнейшее развитие искусство изготовления кафеля и других керамических изделий, гутного стекла и художественного металла.

Постепенно преображался внешний вид города. Среди сохранившихся до наших дней архитектурных памятников XVII—XIX вв.— здание комитатского управления, сооруженное в 1809 г. в стиле барокко. Оно имеет двойную крышу, массивные стены и сводчатый потолок. Фронтон сооружения украшен древним гербом Ужанского комитата, на котором изображен мужчина, держащий в руке пучок колосьев.

С XVII в. и в храмовом строительстве начал преобладать стиль барокко. В этом стиле на северо-западном склоне Замковой горы были построены монастырь и возле него костел (1646). После роспуска ордена иезуитов здание монастыря было передано униатскому епископу, который превратил его в свою резиденцию, а костел — в кафедральный собор. Оба здания, перестроенные в начале XIX в., сохранились до наших дней.

Буржуазная революция в Венгрии, начавшаяся в марте 1848 г., привела к упразднению крепостничества. Известие об отмене феодальных повинностей сразу распространилось по всей стране. Оно нашло широкий отклик и в Ужгороде. В середине марта 1848 г. жители города на собраниях и митингах активно обсуждали революционные события. На стенах зданий и заборах были расклеены листовки революционного правительства Венгрии, а 27 марта население официально праздновало свержение монархии Габсбургов и провозглашение независимости Венгрии. В Ужгородской типографии на специальной листовке было отпечатано стихотворение начинающего поэта, студента учительской семинарии И. Рибара, в заключительных словах которого провозглашалось:

Долой тирана, долой в могилу!

Свободно наше отечество и народ!

По призыву венгерского революционного правительства в Ужгороде из ремесленников, наемных рабочих, из представителей мелкой буржуазии, прогрессивной интеллигенции и крестьян ближайших сел формировались отряды национальной гвардии. На протяжении нескольких месяцев в отряды защитников революции вступило более 1800 человек. В списках добровольцев — имена ремесленников Грабаря, Чеснока, Угольского, Поливки, студентов учительской семинарии Да-лоша, Неребецкого, Чельского, Чипле и др. Большинство сформированных отрядов отправилось на борьбу против австрийской армии, а часть осталась в городе для поддержания порядка. Позже, когда руководство национальной гвардии перешло в руки либералов, сторонников соглашения с Габсбургами, ужгородская гвардия использовалась для подавления народных выступлений не только в городе, но и во всей западной части Закарпатья. В начале 1849 г. для расправы над активными участниками революции в Ужгороде был создан чрезвычайный суд, который жестоко расправился с теми, кто распространял «адскую агитацию и вызывал волнения» [669, с. 118].

О городе

Статус населённого пункта:
Город
У́жгород (укр. У́жгород) — город на западе Украины. Административный центр Закарпатской области, Ужгородского района и Ужгородско-Мукачевской агломерации.Подробнее
1.36K
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...