Ужгород (прежние названия — Онгвар, Гунгвар, Унгуйвар, Унгвар) — город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр Закарпатской области, железнодорожная станция, узел шоссейных дорог, аэропорт. Расположен в ее западной части, в предгорьях Карпат. Через город протекает р. Уж. Территория города составляет 39,64 кв. км. Население — 96,3 тыс. человек. Первые сведения о жизни человека, по данным археологии, на территории современного города относятся к эпохе раннего палеолита (около 100 тыс. лет до н. э.). Следы жизни этого времени сохранились в восточной части города на Радванской горе, в Горянах [726, с. 29]. Тогда люди занимались собирательством, охотой и пользовались каменными орудиями. Памятники позднего палеолита (20—12 тыс. лет до н. э.) выявлены на Замковой горе и Дайбовецкой террасе [1006, с. 186, 187]. В эпоху неолита (VI—IV тысячелетие до н. э.) в районе Дравец, Доманицы и улицы Физкультурной располагались поселения ранних земледельцев.
Жизнь на территории современного Ужгорода не прекращалась и позже. По улице Минайской (карьер кирпично-черепичного завода) исследованы остатки наземного жилища и найден клад бронзовых изделий эпохи поздней бронзы (II тысячелетие до н. э.). Па Радванской горе обнаружены многочисленные бронзовые и железные орудия труда, оружие, предметы быта и украшения [849, с. 23, 24]. На Замковой горе в Горянах (урочище Загуменное), Доманицах (урочище Млаки) и Галагове известны поселения эпохи железа (IX—II вв. до н. э.) [828, с. 51]… Археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа свидетельствуют о прогрессе земледелия, развитии ремесла, усилении процесса имущественного расслоения и выделении родоплеменной знати. В эпоху раннего железа (IX—VII вв. до н. э.) возникают укрепленные поселения-городища. На территории Ужгорода в этот период возникли два таких городища: на горе Замковой и Радванской горе [727, с. 174]. В районе улицы Физкультурной археологами открыты остатки поселения I— IV вв. нашей эры.
К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится ряд памятников раннеславянского времени (VI—IX вв.), таких как: могильник и поселение по улице Физкультурной, поселение на Радванке и в других местах. Основным занятием древних славян, как свидетельствуют археологические источники, было подсечное земледелие, второстепенным — скотоводство, охота и рыболовство. Хорошо было развито железоделательное, керамическое и ювелирное ремесло. Некоторые источники говорят об участии закарпатских славян вместе с другими восточнославянскими племенами в походах на Византию в VI—VII вв. Это способствовало углублению имущественного неравенства, усилению военной знати, возникновению классов [776, с. 252]. Создавались предпосылки для образования в VII—IX вв. первых политических объединений раннефеодального характера, т. н. княжений [766, с. 271]. Среди них, вероятно, было и «княжение» во главе с князем Лаборцем, входившее тогда в упоминаемое в летописях объединение белых хорват. Городище на Замковой горе и поселение вокруг него положили начало формированию города, впервые упомянутого в венгерской хронике «Геста Гуигарорум» под названием Унг. Как говорится в хронике, крепость Гунг была резиденцией князя (дукли) Лаборца, казненного венгерскими воинами в 896 г. на берегу речки Свиржавы (ныне речка Лаборец) в Восточной Словакии.
Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что венгерские племена, перейдя через Карпаты в 896 г. и ненадолго задержавшись на южных и западных склонах гор, двинулись далее в междуречье Дуная и Тисы. В X—начале XI в. Карпатская Русь, в т. ч. и крепость Ужгород, входила в состав Древнерусского государства [805, с. 14]. Подчинение Карпатской Руси венгерским феодалам происходило на протяжении XI—XII и даже начала XIII вв. Крепость Ужгород превратилась в один из опорных пунктов венгерских феодалов в Закарпатье. О мощи тогдашних укреплений замка свидетельствует тот факт, что орды половцев под предводительством хана Кутеска, вторгшиеся в Закарпатье в 1086 г., опустошили весь край, но Ужгородский замок взять не смогли [904]. На территории захваченного венгерскими феодалами Закарпатья постепенно распространялось законодательство Венгерского королевства, а в середине XII в. был создан Ужанский комитат, охватывавший западную часть Закарпатья, с центром в Ужгороде. Усилился феодальный гнет. В XIII в. начался процесс закрепощения, завершившийся после подавления восстания Дожи в 1514 г. В XIII—XIV вв. венгерские короли содействовали переселению в Закарпатье, в т. ч. и в Ужгород, ремесленников. Последние ткали полотно, выделывали кожу, изготовляли деревянную и глиняную посуду, изделия из металла и камня. К XIV в. относятся первые сведения о существовании цехов.
Ужгород считался королевским доменом и в XI— XIII вв. находился во владении венгерских королей. В 1290 г. он перешел в собственность крупного феодала В. Амодея [690, с. 82]. Яркой страницей политической борьбы в городе, как и во всей западной части Закарпатья, было восстание в 1315—1317 гг. против венгерского короля Карла Роберта. Кроме мелких и средних феодалов, в выступлении принимали участие городские низы и зависимое крестьянство. Выражая волю славянского населения западной части Карпатской Руси, жупан П. Петенко установил связи с правителями Галицко-Волынского княжества и просил принять «русское население Карпат в состав княжества». Это яркое проявление стремления населения избавиться от чужеземного гнета. Но в 1317 г. восстание было подавлено, а через пять лет город стал владением магната-католика Другета [849, с. 34], сторонника короля Карла Роберта. Под властью Другетов город находился 369 лет (по 1691 г.) [1020, с. 162].
В период господства Другетов Ужгород представлял собой небольшой укрепленный городок—«кастеллум», большинство населения которого составляли феодально зависимые крестьяне и ремесленники, обслуживавшие гарнизон крепости. По данным переписи 1567 г., в городе насчитывалось 34 крепостных и 14 желлер-ских дворов. Крепостные и желлеры отрабатывали барщину в хозяйстве доминии, а 12 дней в году привлекались к строительно-ремонтным работам в крепости.
В XV—XVII вв. значительное развитие получили ремесла и торговля. Кроме цехов ювелиров и портных, возникли цехи гончаров, сапожников, цирюльников, кожевников, столяров, бондарей. В начале XVII в. в городе насчитывалось около десятка цехов. Следует отметить, что до 1608 г. доступ в ремесленные цехи лицам, исповедовавшим православную веру, был закрыт. Успешно развивалась и торговля [849, с. 35, 36]. В XVI в. но распоряжению Другетов, выступавших на стороне католической Австрии, Ужгородская крепость была коренным образом реконструирована по проектам итальянских военных инженеров. Были возведены мощные каменные стены с ромбовидными бастионами по углам, углублен и укреплен внешний ров, перестроен внутренний двор и т. д. Часть сооружений того времени сохранилась до наших дней [904, с. 30, 31].
С развитием ремесел и торговли Ужгород становился экономическим и культурным центром западной части Карпатской Руси. В 1631 г. в городе насчитывалось 238 земельных наделов, в т. ч. 206 — крепостных и 32 — дворянских. Всего в Ужгороде проживало тогда 1200 человек. Город состоял из десяти улиц, одна из которых (главная), называвшаяся Замковой, была застроена с двух сторон, а остальные девять — только с одной стороны. Все улицы города располагались на правом берегу Ужа. К востоку от замка вплоть до реки Уж (она протекала тогда возле пригорода Радванки) простирался большой парк. Старые платаны-великаны сохранились с тех времен до наших дней [921, с. 145, 146]. Расширились политические институты города. В 30—40-х годах XVI в., когда в западной части Закарпатья утвердилась власть Габсбургов, Ужгород получил право самоуправления.
Административные и судебные функции, находившиеся ранее в ведении Другетов, теперь стал выполнять сенат, состоявший из старосты города и советников. Старосту избирало богатое мещанство, с последующим утверждением его доминией. Городской суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела. В 1675 г. Ужгород пользовался печатью с изображением герба города — виноградного куста с гроздью и надписью по кругу: «Печать города Ужгорода, год 1675» [921, с. 147]. Деятельность городского самоуправления контролировалась феодалами Другетами.
Ужгород неоднократно опустошался во время междоусобных войн, которые велись между Габсбургами, овладевшими после 1625 г. западной частью Венгрии (им юридически принадлежала и венгерская корона), и Трансильванским княжеством, претендовавшим на роль объединителя всех неоккупированных турками венгерских земель. Очень часто эти войны проходили под религиозными знаменами: Габсбурги были последовательными приверженцами католицизма, а трансильванские князья — протестантами. В 40—50-х годах XVI в. протестантские общины появились и в Ужгороде, но большинство населения исповедовало православную веру. Вначале протестанты успешно развивали свою деятельность, ибо их активно поддерживали отдельные представители рода Другетов.
Победителями из этих войн вышли католики, получавшие активную поддержку со стороны Габсбургов. В начале 40-х годов XVII в. в Ужгород были переведены из города Гуменного (Восточная Словакия) иезуитская коллегия и гимназия, что еще более усилило влияние католиков в городе. Иезуиты стремились полностью ликвидировать протестантизм. К. Маркс отмечал, что иезуитский орден ввел в Трансильвании и Венгрии систему террора против всех «врагов папы» [5, с. 59]. Это касается и Ужгорода. 24 апреля 1646 г. 63 священника и монаха ордена Василия Великого собрались в Ужгородском замке и провозгласили унию православной церкви Закарпатской Украины с католической. Иезуиты силой оружия распространяли среди населения униатство [871, с. 82—87].
В городе происходила острая классовая борьба, охватившая все слои бедного населения — подмастерьев и учеников, крепостных крестьян и др. Выступления против феодалов сливалось с борьбой против национального угнетения, насильственного распространения унии.
В XVI—XVII вв. в западной части Закарпатья действовали отряды опришков, нападавших на имения феодалов и городской знати. Наиболее активными были отряды, возглавляемые Ф. Фаркашем, П. Варгой, И. Сивохопом. Они неоднократно появлялись у стен Ужгородской крепости и, поддерживаемые городскими низами, угрожали Другетам. В конце 1648 — начале 1649 гг. в Закарпатье прибыл трехтысячный отряд казаков, сопровождавший посольство Б. Хмельницкого к трансильванскому князю Д. Ракоци. На сторону казачьего войска перешло немало крестьян и городской бедноты. Они совместно с казаками разгромили близ Ужгорода имения в селах Минай, Корытняны и др. Освободительная война украинского народа 1648— 1654 гг. и воссоединение Украины с Россией оказали большое влияние на борьбу трудящихся Закарпатья за свое освобождение [799, с. 135—142; 645, с. 91]. Ужгород — город прекрасных памятников материальной и духовной культуры, восходящей к культуре Киевской Руси. План и техника строительства Ужгородской крепости имеют много общего с древнерусскими крепостями [919, с. 8]. В строительстве древних жилищ и оборонительных сооружений, в народном творчестве также очень четко прослеживается связь с восточнославянской основой. В то же время Ужгород не был изолирован и от западноевропейских культурных влияний. Выявленные археологами на территории Ужгородского замка остатки древнейших каменных построек, в частности замковой церкви, свидетельствуют о слиянии двух архитектурно-стилистических пластов — раннеготического и древнеславянского. Вблизи крепости, в селе Горяны, в XIII в. было построено одно из самых достопримечательных зданий того периода — ротонда, в архитектурном решении которой ясно видны следы влияния византийского храмового зодчества. Сооружение и росписи горянской ротонды — яркое подтверждение высокого развития строительной техники, ремесел и живописного искусства в Ужгороде. Это здание органически соединяет в себе элементы предренессансного романского стиля живописи, византийского и восточнославянского зодчества [753, с. 159].
В Закарпатье сравнительно рано были распространены славянская письменность (вероятно, во второй половине IX в. учениками Кирилла и Мефодия) и православие. Имеются сведения о наличии в Карпатской Руси грамотных людей и «освещенных» монахов, которые шли на службу в монастыри Древней Руси и Чехии [849, с. 55].
После захвата Закарпатья венгерскими феодалами здесь стали распространяться латинская письменность и католичество. Однако основная масса населения продолжала исповедовать православие, а славянская письменность служила для создания оригинальных произведений. Ценным памятником славянской письменности XIV—XVI вв. является «Ужгородский полуустав», в основу которого положены подобные же произведения, создававшиеся в монастырях Руси, в частности Киево-Печерской лавре. К более позднему времени относятся «Ужгородская праздничная минея», а также евангелия, триоди, октоихи, литургиконы, хранящиеся в библиотеке Ужгородского, государственного университета и в фондах краеведческого музея [891, с. 9, 10]. Культурные связи Ужгорода с великой Русью но прекращались. Одно из евангелий, найденных в Ужгороде, называется «московским» — вероятно потому, что было привезено из Москвы. Здесь распространялись лучшие образцы славянских рукописных произведений, а позже и печатные издания России и Украины, в т. ч. книги первопечатника И. Федорова.
В области народного образования традиции Ужгорода восходят к глубокой древности. Первые славянские школы при церквах и монастырях существовали здесь с XI—XII вв. После перехода города под власть Друге-тов дело образования взяла в свои руки католическая церковь. Центром его стал католический собор на Великой улице (ныне ул. Жовтнева), впервые упоминаемый в источниках под 1332 г. [904, с. 33]. В 1384 г. Другеты открыли в Ужгороде школу монашеского ордена св. Павла, в которой готовились служители католической церкви и управители доминиалыюго хозяйства. С начала XV в. в Ужгороде действовала первая городская народная школа. Известно, что позже (1657) в этой школе работал «русский учитель» Матей Мамойдович [894, с. 13].
Во второй половине XVII в. экономическое развитие Ужгорода характеризовалось дальнейшим ростом ремесел и торговли. Однако большинство жителей города все еще занималось сельским хозяйством. Многие из них находились в крепостной зависимости и отбывали феодальные повинности.
Трудовой люд Ужгорода продолжал освободительную борьбу. В конце XVII в. он поддержал повстанческую армию во главе с Имре Текели. Восставшие овладели городом, расправились с угнетателями народных масс— Другетами и их союзниками иезуитами. В результате кровопролитных боев город был разрушен [871, с. 60], а феодал Другет в 1684 г. казнен в городе Кошице. В апреле 1691 г. Ужгород вместе с доминией перешел во владение нового феодала — М. Берчени.
В период освободительной войны венгерского народа 1703—1711 гг. Ужгород был свидетелем важнейших событий. Напуганные восстанием народных масс, в Ужгородской крепости укрылись десятки феодалов, которые действовали сообща с австрийским гарнизоном. В июне — июле 1703 г. к стенам крепости подошли восставшие под предводительством Ференца II Ракоци. Им на помощь прибыли отряды восставших крестьян из северо-западной части Закарпатья. В середине сентября 1703 г. на улицах города завязался жестокий бой. Дворянское ополчение вместе с австрийским гарнизоном сначала оттеснило восставших к Радванке и Горянам, когда же на помощь восставшим прибыли новые отряды крестьян из Перечина и Великого Березного, вражеское войско начало отступать к стенам крепости. Однако долго сдерживать наступление повстанцев австрийский гарнизон и дворянское ополчение не смогли и 16 марта 1704 г. капитулировали. Ужгород полностью перешел в руки восставших [1011, с. 61, 62]. Немало его жителей добровольно вступило в армию Райони и принимало активное участие в борьбе против австрийского гнета. Город стал одним из опорных пунктов восставших. Сюда неоднократно приезжал руководитель восстания Ракоци. Здесь принимали послов из Польши, Франции и России, разрабатывали планы борьбы. Наиболее торжественно был встречен жителями города в июле 1707 г. посол России Д. Корбе [946, с. 53].
Тяжелые времена наступили для города после капитуляции восставших 15 мая 1711 г. Ужгород вместе с крепостью перешел в ведение казны. У населения власти отобрали лучшие земли, лес, виноградники, пастбища, запретили ему торговать водкой и вином. Были введены чрезвычайные налоги. Население обязано было выполнять различные повинности для габсбургской армии. Вся власть в Ужгороде перешла в руки иезуитов — союзников Габсбургов. Город и дальше оставался административным центром Ужанского комитата; в 1780 г. сюда перевели Мукачевское униатское епископство [947, с. 145].