Львов на протяжении столетий был не только крупным экономическим, но и культурным центром Украины. Несмотря на преследования со стороны польско-шляхетских властей, при старейшем украинском Успенском братстве, развернувшем свою деятельность в 80-х гг. XVI в., возник значительный культурный очаг. В 1586 году была организована школа, сыгравшая прогрессивную роль в развитии просвещения не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Валахии. В отличие от иезуитской коллегии и академии, где обучение производилось исключительно на латинском языке, здесь преподавали на украинском, а также
греческом и латинском языках. Учебный план предусматривал изучение философии. В библиотеке братства хранилось 9 греческих и латинских изданий произведений Аристотеля, полное собрание произведений Платона, «Енхиридион» Эпиктета и ряд других философских трактатов. В XVII в. при школе был создан первый на Украине школьный театр. Ее устав является выдающимся памятником отечественной педагогической мысли. В нем четко изложены организационные и дидактико-методические требования, определены обязанности учителя, учащихся и их родителей. По образцу устава школы Львовского братства были составлены статуты Луцкой, Дубецкой, Киевской, Брестской и других школ.
В братской школе работал ряд выдающихся деятелей того времени: Лаврентий и Стефан Зизании, Арсений Еласовский, Иван Борецкий, Гавриил Дорофеевич, Захарий Копыстенский и другие.
Кроме того, существовали братства и братские школы в пригородах Львова. Древнейшей из них была школа при Благовещенском братстве в Галицком предместье. С этим братством был связан выдающийся украинский писатель-полемист конца XVI — начала XVII вв. Иван Вишенский. При братстве существовала большая библиотека, где имелись произведения античных авторов, западноевропейских гуманистов и украинских писателей тех времен. В его архиве хранилось много ценных рукописных источников по истории Украины. Культурные деятели, связанные с братствами и их школами, создали выдающиеся памятники украинской культуры периода феодализма — «Львівський літопис», «Пересторога» и другие.
В 1572—1573 гг. украинские мещане оказали помощь русскому печатнику Ивану Федорову в организации во Львове типографии. В 1574 году здесь вышли первые на Украине печатные книги «Апостол» и «Букварь». После смерти Федорова типография работала под руководством Львовского братства. Она выпустила немало книг, которые распространялись на Украине, в Молдавии и Русском государстве. В XVII в. во Львове работали известные книгопечатники Семен Будзина, Михаил Слезка, Андрей Скольский. Город славился высокой музыкальной культурой. В середине XV в. во Львовском братстве возникло многоголосое хоровое пение, распространившееся впоследствии по всей Украине, а затем и в России. В начале XVIII в. во Львове вышли первые на Украине ноты — «Ирмологион». В середине XVIII в. издан труд украинского писателя, профессора Киево-Могилянской академии М. Козачинского «Философия Аристотеля».
В 1608 году во Львове основана иезуитская коллегия, преобразованная в 1661 году в академию (университет) с четырьмя факультетами: философским, юридическим, медицинским и богословским. Главной задачей академии было насаждение реакционной католической идеологии. Однако, вопреки замыслам руководителей академии, многие из ее бывших учеников стали выдающимися деятелями культуры и содействовали укреплению русско-украинских культурных связей (известный путешественник В. Григорович-Барский, писатели Ф. Лопатинский и М. Слотвинский, впоследствии ректоры Славяно-греко-латинской академии в Москве). Во Львове получили начальное образование польские писатели XVII в. Шимон Шимонович, братья Шимон и Варфоломей Зиморовичи. На творчество Ш. Шимоновича значительное влияние оказал украинский фольклор. Выходцем из Львова был также выдающийся композитор Мартин Леополит.
Во Львове сохранился ряд памятников архитектуры и искусства феодальных времен, в т. ч. и княжеского периода — церковь Николая, хотя и значительно перестроенная, а с XVI—XVII вв.— памятники не только церковного, но и светского характера. Так, ценными памятниками львовской архитектуры являются Латинский и Армянский соборы (XIV в.). В конце XVI в. построены т. н. Черная Каменица (архитектор П. Красовский) и дом Корнякта (архитектор П. Барбон), Успенская церковь (архитекторы П. Римлянин, В. Капинос, А. Прихильный) с часовней Трех Святителей (архитектор П. Красовский) и башней Корнякта (архитектор П. Барбон), а в начале XVII в.— оборонная Пятницкая церковь, часовня Кампянов (архитектор П. Римлянин), часовня Боимов, украшенные высокохудожественной скульптурой. Уникальным по своему значению архитектурным шедевром XVI, XVII, XVIII вв. является ансамбль из 44 зданий на площади Рынок, а также ряд домов на улицах Сербской, Краковской, Леси Украинки и других. Выдающимися памятниками XVIII в. являются также построенный в стиле барокко в 1745—1770 гг. собор св. Юра (архитекторы Б. Меретин и Ян де Витте) и костел доминиканцев по проекту Яна де Витта, строительством руководил мастер Мартин Урбанович, после его смерти Криштоф Мурадович, а кончил отделку фасада С. К. Фессингер. До нашего времени дошли отдельные живописные произведения Федька Саньковича, Николая Петрахновича (XVII в.), графические работы Ивана Филипповича (XVIII в.) и др. В частности, во Львовском историческом музее хранится портрет Варвары Лангишивны, а во Львовском музее украинского искусства — икона богоматери работы Петрахновича. Они привлекают реализмом, проникновенным раскрытием внутреннего мира человека. Из работ Ивана Филипповича сохранились портрет Я. Сангушко, гравюры с изображением Богородицы Почаевской, герб графа Разумовского в книге «Философия Аристотеля» и другие.
Австрийские власти провели здесь ряд экономических и политических реформ. В 80-х гг. XVIII в. древнее управление Львовом по магдебургскому праву было упразднено и заменено австрийским чиновничьим аппаратом.
Львов становится административным и политическим центром новой австрийской провинции — губернии Галиция, куда входили также польские земли, а до 1848 года и Буковина. Город в то время быстро рос. Население его, в 1785 году составлявшее 25 тыс. человек, к 1810 году увеличилось до 41,4 тыс., в 1827 году — до 55,5 тыс., а в 1848 году — до 70,3 тыс. человек.
В связи с расширением города в конце XVIII в. были разобраны оборонительные стены и башни, а впоследствии (во второй половине XIX в.) река Полтва перекрыта и превращена в главный коллектор канализации. Бывшие предместья и некоторые из пригородных сел (Замарстынов, Клепаров и др.) постепенно слились с городом.
Мануфактурный период в экономике Львова начался лишь с конца XVIII в. и был тесно связан с ростом города как административного и политического центра губернии. Постепенно происходили изменения в промышленном производстве Львова, в нем развивались и крепли капиталистические элементы. В сферу производства все активнее проникал торговый капитал. Рост населения стимулировал в первую очередь развитие пищевой промышленности, а также производство некоторых бытовых товаров. В конце XVIII в. во Львове появились ликеро-водочные, пивоваренные заводы, а в 1778 году — крупная табачная мануфактура. Развивалось производство мыла и свеч, мебели.
В первой половине XIX в. во Львове возникли железообрабатывающие заводы, мануфактуры по изготовлению хозяйственного инвентаря, спичек, типографии и литографии, различные пищевые предприятия. Многие из них были мелкими, мало отличавшимися от ремесленных мастерских, но уже капиталистическими предприятиями. Они имели ярко выраженное разделение труда. Создавались кредитные учреждения: в 1841 году — Кредитное земское товарищество, дававшее в займы деньги помещикам, а в 1844 году — Галицкая сберегательная касса, предоставлявшая кредит шляхте, купцам и промышленникам. Усиливались торговые связи Львова с Россией, Восточной Украиной и западноевропейскими странами. Львовская мебель, повозки, кареты, седла пользовались широким спросом на ярмарках России и Украины. Львовские купцы были частыми гостями на киевской Контрактовой ярмарке. Развитие экономики все настойчивее требовало подготовки местных технических кадров. В 1844 году во Львове была открыта высшая техническая школа.
Происходили перемены и в культурной жизни города. Академия в 1787 году была преобразована в светский университет, а латинский язык преподавания в ней заменен немецким. Со временем в университете разрешено преподавание некоторых предметов на украинском языке. Несмотря на стремление правительства использовать университет для онемечивания края, в нем постепенно сосредоточились прогрессивные силы. Так, в конце XVIII -— начале XIX вв. здесь преподавали такие украинские ученые, как философ-просветитель Петр Лодий, филологи Иван Лавривский и Модест Гриневецкий, физик и математик Иван Заманчик. В конце XVIII в. профессором университета работал известный революционер Игнаций Мартинович В 80-х гг. XVIII в. во Львове выходила первая на Украине газета «Gazette de Leopole» (на французском языке). В 70—80-х гг. начали действовать сначала немецкая, а в скором времени и польская театральные труппы.
Развивалась общественно-политическая мысль. В ней четко выделялись два направления — шляхетско-буржуазное и демократическое. Реакционное шляхетско-буржуазное направление в украинском национальном движении представляло в основном высшее униатское духовенство. К нему примыкал известный дворянский историк и публицист Денис Зубрицкий. Прогрессивное демократическое течение, сформировавшееся в 30-х гг. XIX в., возглавляли Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий, известные в украинской литературе как «Руська трійця». Они считали своей задачей работать на пользу народа, поднимать его сознание, развивать демократическую литературу. Они выступали против национального угнетения, носителями которого были реакционные польские шляхтичи и поддерживавшая их габсбургская монархия. «Трійця» ратовала за дружбу с русским и другими славянскими народами; ею был подготовлен и издан в 1837 году в Будапеште альманах «Русалка Дністровая», который знаменовал начало новой литературы в Восточной Галиции, был проникнут антикрепостническими мотивами, содействовал укреплению связей Украины с Россией.
Во Львове существовали тайные польские демократические организации и кружки, в которых принимали активное участие и украинцы 4. В начале 30-х гг. возникла «Карбонарская ложа», ответвлением которой была львовская группа «Союза друзей народа». В 1835 году создана львовская группа общества «Содружество польского парода».
Бурные события развернулись во Львове в 1848 году, когда в Австрии вспыхнула буржуазно-демократическая революция. Вслед за мартовскими выступлениями венского пролетариата произошли уличные демонстрации во Львове.
Революция дала толчок к развитию украинского национально-освободительного движения. Но обстоятельства сложились так, что руководство этим движением оказалось в руках помещичье-буржуазных элементов. 2 мая 1848 года верхушка украинского духовенства и буржуазной интеллигенции создали «Головну руську раду». Тогда же была создана еще одна организация — «Руський собор», в которой руководящее положение заняли польские помещики, выдававшие себя за украинцев. Весной 1848 года был организован руководящий орган польского национального движения в Восточной Галиции — Рада Народова, состоявшая из представителей либеральной буржуазии и помещиков. Все эти организации шли на соглашение с австрийскими властями, удовлетворяясь мелкими уступками, стремились не допустить революционных выступлений трудящихся.
Однако революционный подъем во Львове нарастал. Радикальные элементы — ремесленники, студенты, мелкобуржуазная интеллигенция готовились к вооруженному выступлению против монархии и ненавистного режима Габсбургов. В то же время наиболее правые представители буржуазии отошли от движения. Значительную роль в подготовке восстания сыграли польские буржуазные демократы, которые, отказавшись от сотрудничества с буржуазно-либеральной Радой Народовой, развернули революционную пропаганду среди городских низов и созданной в начале революции шляхетско-буржуазной национальной гвардии. Вечером 1 ноября по Львову разнеслось известие, что солдаты-артиллеристы тяжело ранили национального гвардейца. В городе началось волнение, распространившееся и на национальную гвардию. На Галицкой площади правительственные войска открыли огонь по народу. Это и послужило толчком к восстанию. На улицах стихийно началась постройка баррикад. Весь центр города очутился в руках восставших рабочих, ремесленников, вооруженных ружьями, косами, секирами, саблями. К восставшим присоединилась часть национальной гвардии.
Против общего врага на баррикадах сражались трудящиеся всех национальностей — украинцы, поляки, евреи. Австрийские войска подвергли город жестокому артиллерийскому обстрелу. Во время боев было убито и ранено около 200 человек (по официальным данным, 55 убито и 75 ранено) Хотя восстание и потерпело поражение, оно способствовало росту революционного сознания масс.